25-26 октября 2018 года в г. Москве и 1-2 ноября 2018 года в г. Липецке состоялась Международная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2018». Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская государственная библиотека, Российская ассоциация электронных библиотек, Липецкий институт развития образования, Липецкий государственный технический университет, Ресурсный центр муниципальной системы образования города Ельца и компания «Антиплагиат».
Генеральный партнер конференции – компания Intel. Партнеры конференции – НП «НЭИКОН», «Автор-ВУЗ», EBSCO. Конференция проводилась при информационной поддержке информационно-аналитического журнала «Университетская книга», компании «Гарант», рейтингового агентства «Эксперт РА», компании «Крок».
Цель конференции – формирование экспертной среды по обсуждению вопросов, обмену мнениями и выработке решений в области обнаружения заимствований в образовательном и научном пространствах.
В работе конференции приняли участие представители органов власти, общественных организаций, преподаватели ведущих вузов, сотрудники библиотек, научно-исследовательских организаций, редакторы научных изданий, специалисты компаний-разработчиков информационно-образовательных систем и сервисов, заинтересованные в развитии российского образования и науки. Общее число участников составило 352 человека из Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Армения. Всего на конференции были представлены более 300 государственных, общественных, учебных, научных, издательских и коммерческих организаций России и стран СНГ.
Участники конференции обсудили широкий круг этических, нормативно-правовых, методологических, программно-технологических, инженерных и образовательных вопросов в сфере обнаружения текстовых заимствований. Было заслушано 46 докладов.
Работа конференции на московской площадке состояла из пленарного заседания и четырех тематических заседаний:
- Инновационные технологии и сервисы для формирования электронной информационно-образовательной среды.
- Нормативно-правовые аспекты обнаружения заимствований в учебных и научных работах.
- Этические и методологические проблемы обнаружения заимствований.
- Опыт внедрения и практического использования систем обнаружения заимствований в научной, издательской и образовательной сферах.
В рамках конференции также проведен круглый стол «Трансформация роли средств обнаружения заимствований в российском высшем образовании: от контроля объёма «плагиата» до воспитания академической честности».
Работа конференции на липецкой площадке включала пленарное заседание, секционное заседание «Теоретические и практические аспекты обнаружения заимствований», а также проведение круглого стола «Электронные системы обнаружения заимствований: методические основы применения, технологические возможности интеграции».
Участники конференции отмечают, что:
- с активным развитием информационных технологий серьёзной проблемой, влияющей на качество научных трудов, стала проблема плагиата в письменных квалификационных работах студентов, аспирантов, докторантов и научных работников. Важным и своевременным является привлечение внимания к данному вопросу органов власти, всего академического и научного сообщества;
- наблюдаются положительные тенденции в государственном регулировании научного и образовательного процессов в части решения проблемы некорректных заимствований, выразившиеся в принятии ряда нормативных документов и писем. Вместе с тем, существует тенденция к подмене реальной деятельности, направленной на повышение академической честности, контролем формальных показателей «оригинальности документов» в письменных работах;
- нормативное регулирование защиты авторских прав в российском законодательстве носит фрагментарный характер, бремя доказывания сегодня лежит на частном лице, права которого были нарушены, в то время как ущерб от защиты «фальшивых» дипломов и диссертаций наносится обществу в целом, ведь в этом случае общество получает специалистов, чья квалификация подтверждена обманным путём;
- российскими вузами, научными институтами и другими организациями накоплен большой опыт по повышению качества учебных, квалификационных и научных работ путём контроля оригинальности текста. Необходимость изучения и обобщения данного опыта для выработки единых подходов в противодействии плагиату в российской науке и образовании является насущной потребностью;
- участниками конференции выработана единая позиция в понимании основных направлений деятельности по повышению качества учебных и научных работ путём контроля оригинальности текста, противодействию практикам академического мошенничества.
Участники конференции приветствуют принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправок в Федеральный закон «О рекламе», предусматривающих запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ (ВКР), научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения промежуточной или итоговой аттестации обучающихся, однако, считают данную меру недостаточной для решения проблемы неправомерных заимствований в квалификационных работах.
Участники конференции считают необходимым рекомендовать:
1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации: 1.1. Политика открытого доступа. Минобрнауки России предложить Правительству РФ выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающих требование обязательного размещения полных текстов выпускных квалификационных работ в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Одновременно разработать эффективный и доступный для авторов механизм защиты результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в текстах ВКР.
1.2. Доработка нормативной базы. Создать экспертную рабочую группу для формирования предложений по доработке текстов Приказов Минобрнауки России № 636 [1] и № 227 [2] с учётом имеющейся практики применения образовательными организациями, внесению необходимых изменений в другие нормативные акты, а также подготовки необходимых письменных разъяснений. В состав экспертной рабочей группы включить специалистов Минобрнауки России, представителей вузов и компаний-разработчиков электронных систем обнаружения заимствований.
1.3. Академическое письмо. Инициировать разработку федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) для введения дисциплины «Академическое письмо» в образовательные программы вузов на русском и английском языках. Ввести специальность «Преподаватель академического письма» в систему подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров на базе ведущих вузов.
2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: 2.1. Направить в вузы разъяснения о том, каким образом влияют показатели проверки текстов ВКР на объём заимствований [3] на прохождение процедуры государственной аккредитации.
2.2. В рамках работы по совершенствованию системы лицензирования и аккредитации вузов предусмотреть процедуру контроля качества осуществления вузом проверок текстов ВКР на заимствования. С этой целью разработать критерии и методику подобной оценки, довести их до сведения вузов.
3. ВАК при Минобрнауки России: 3.1. Выработать единые требования и подходы к цитированию авторского текста, уточнить правила корректного оформления самоцитирования в научных и научно-квалификационных работах путём указания об этом в методических рекомендациях.
3.2. Определить чёткие критерии, согласно которым научный журнал может быть отнесен к так называемым «хищническим» журналам. Организовать работу по регулярному исключению из Перечня ВАК при Минобрнауки России подобных журналов.
3.3. Наладить устойчивую работу с Советом по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей.
4. Руководителям образовательных организаций высшего образования: 4.1. Формирование необходимых представлений и компетенций 4.1.1.
Академическая этика. Для формирования представлений о нормах академической этики, нетерпимого отношения к академическому мошенничеству, в том числе плагиату, организовать разработку и принятие в вузах «Кодексов академической этики». С этой целью стимулировать создание инициативных студенческих групп, курировать и поддерживать их работу. Обеспечить проведение соответствующей разъяснительной работы с профессорско-преподавательским составом и обучающимися каждой ступени обучения для понимания и принятия положений «Кодекса академической этики», формирования академической честности.
4.1.2.
Компетенции, необходимые для работы с электронными системами обнаружения заимствований. Обеспечить формирование компетенций, необходимых для корректной работы с электронными системами обнаружения заимствований, у всех специалистов вуза, принимающих участие в проверках на заимствования учебных или научных работ.
4.1.3.
Академическое письмо. Способствовать разработке учебных программ, учебных курсов и пособий по академическому письму, направленных на формирование компетенций, связанных с построением научного и академического текста в соответствии с международными риторическими и публикационными конвенциями.
4.1.4.
Центры письма. Способствовать развитию сети университетских центров письма, деятельность которых направлена на методическую и тьюторскую поддержку научных сотрудников, преподавателей и аспирантов в подготовке научных публикаций в ведущие зарубежные и отечественные научные журналы.
4.1.5.
Информационная грамотность. Обеспечить разработку учебных программ, учебных курсов и пособий, направленных на развитие у обучающихся информационной грамотности, навыков аналитико-синтетической переработки информации из различных источников, корректного цитирования, формирования умений поиска и идентификации цитируемого (упоминаемого) источника информации. Предусмотреть включение соответствующих модулей в учебные планы таких дисциплин как «Введение в специальность», «Введение в профессию» и т.д.
4.2. Организация мер по обеспечению контроля оригинальности текстов 4.2.1.
Обязательная экспертиза. Закрепить в соответствующем локальном акте вуза проведение экспертной оценки правомерности и корректности обнаруженных в тексте проверяемой работы заимствований как неотъемлемый элемент проверки на заимствования. С этой целью разработать или использовать готовую методику проведения подобной оценки.
4.2.2.
Мотивация проверяющих. Обеспечить учёт трудозатрат и соответствующую дополнительную материальную мотивацию специалистов, осуществляющих проверки письменных научных и учебных работ на заимствования.
4.2.3.
Мотивация обучающихся. Стимулировать обучающихся к написанию качественных учебных работ путём вовлечения в конкурсы на лучшую студенческую работу, информирования о существующих персональных стипендиях и надбавках за участие в научной деятельности.
4.2.4.
Ответственность обучающихся. Для формирования ответственности обучающихся за оригинальность выполняемых письменных работ осуществлять обязательную проверку на заимствования не только текстов ВКР, но также курсовых и других письменных работ обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
4.2.5.
Дисциплинарная ответственность обучающихся. Включить пункты о дисциплинарной ответственности обучающихся за академическое мошенничество в соответствующий локальный акт вуза и обеспечить ознакомление обучающихся с содержанием акта.
4.2.6.
Дисциплинарная ответственность руководителя. Предусмотреть в локальном акте вуза дисциплинарную ответственность руководителя (научного руководителя) работы за бездействие в случае выявления фактов академического мошенничества со стороны обучающихся. Обеспечить ознакомление профессорско-преподавательского состава с содержанием акта.
4.3. Политика открытого доступа. Принять инициативное решение об обязательном размещении текстов ВКР в открытом доступе (за исключением текстов ВКР, содержащих государственную тайну) на официальном сайте образовательной организации на условиях открытой лицензии Creative Commons для индексации поисковыми системами и обеспечения не только технического, но и организационного контроля качества работ.
4.4. Качество систем обнаружения заимствований. Продолжить работу по регулярному проведению независимой сравнительной оценки качества различных электронных систем обнаружения заимствований с обязательной публикацией результатов и использованных методов исследования.
5. Организациям, на базе которых созданы диссертационные советы: 5.1. Инициировать создание или присоединение к уже существующим этическим кодексам, направленным на формирование добросовестного поведения в научных исследованиях.
5.2. Разработать и утвердить методику проведения проверки текстов диссертационных работ на наличие неправомерных и некорректных заимствований, предусмотрев окончательное решение за членами экспертной комиссии, созданной по конкретной диссертационной работе.
5.3. Исключить практику «формальных проверок», когда заключение об оригинальности текста диссертационной работы делается только на основании показателя «процента оригинальности», без квалификации обнаруженных заимствований (цитирование, самоцитирование, техническое заимствование и т.д.)
5.4. Закрепить в локальных актах организации право соискателя учёной степени, в случае его несогласия с результатами проверки текста диссертационной работы на наличие неправомерных и некорректных заимствований, подать апелляцию и возможность изложить свою точку зрения членам диссертационного совета.
6. Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ): 6.1. Разработать критерии (документ), на основании которых автор может считаться недобросовестным.
6.2. Совместно с Минобрнауки России проработать список мер и ограничений на профессиональную деятельность, занимаемые посты в случае доказанных нарушений норм этики научных публикаций.
6.3. Совместно с Минобрнауки России разработать комплекс мер, содействующих развитию этики научных публикаций.
6.4. Проанализировать причины, приведшие к экстремальному росту нарушений в сфере этики научных публикаций. Совместно с Минобрнауки России проработать меры по нивелированию последствий.
6.5. Совместно с юристами Минобрнауки России проработать юридические аспекты ретракции научных материалов.
7. Российской государственной библиотеке: Рекомендовать издать «Методические рекомендации по проверке научных работ на наличие некорректных заимствований с помощью автоматизированной системы специализированной обработки текстовых документов», адресованные лицам, осуществляющим проверки, научным руководителям диссертационных работ, соискателям учёных степеней, преподавателям и студентам вузов.
8. Издательствам, редакционно-издательским отделам вузов: 8.1. Передавать информацию о фактах недобросовестности автора по месту его работы (учёбы), в Советы по этике, в организации, участвовавшие в финансировании научных исследований.
8.2. Обратить внимание на проблему некорректных переводных заимствований в научных статьях, использовать существующие инструменты для обнаружения подобных практик в представленных к публикации рукописях.
8.3. Разработать процедуру проверки на заимствования соответствующих документов в издательствах, редакционно-издательских отделах вузов. Отразить это в локальных актах организации.
8.4. Разработать политику издательства в отношении заимствований и разместить её в открытом доступе на официальном сайте издательства.
9. Разработчикам электронных систем обнаружения заимствований: 9.1. Продолжить работу по совершенствованию систем автоматизированного обнаружения заимствований в следующих направлениях:
9.1.1. Развитие алгоритмов по выявлению попыток технических «обходов» систем, искусственного завышения процента оригинальности.
9.1.2. Развитие механизмов для поиска перефразированного текста и общеупотребительных выражений.
9.1.3. Создание «белой» коллекции организации – собственной коллекции организации для формирования базы корректных источников заимствований внутри вуза.
9.1.4. Учёт авторов документов и источников при расчёте процента заимствований.
9.1.5. Учёт даты создания документов и источников при поиске заимствований.
9.1.6. Расширение возможностей по интеграции с электронно-библиотечными системами и системами аутентификации пользователей.
9.1.7. Усовершенствование обнаружения заимствований в таблицах.
9.2. Активно включаться в работу конференции «Обнаружение заимствований», которая является единственной в России экспертной площадкой по обсуждению проблем обнаружения заимствований в учебных и научных работах, направлять для участия в конференции своих представителей.
10. Оргкомитету конференции «Обнаружение заимствований – 2018»: 10.1. Рассмотреть возможность проведения аналогичных конференций для участников экспертного сообщества с регулярностью 1 раз в год, в том числе проведение конференции «Обнаружение заимствований – 2019».
10.2. Рассмотреть возможность привлечения к участию в конференции студентов и аспирантов.
[1] Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры".
[2] Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки".
[3] Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 июля 2015 г. N 667 "Об утверждении форм сведений о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности".